Четверг, 25 апреля 2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ РАССМОТРЕЛ ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБКИ, ДОПУЩЕННОЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ.

ООО «Юмакс» владеет зданием, в центре г. Москва, общей площадью 3 300 кв. м. Кадастровая стоимость здания на 1 января 2016 года была равна 58 209 523 рублей и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. №688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве».

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09.02.2016г., вынесенным по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы, установлено, что результаты кадастровой оценки указанного объекта недвижимости определены с ошибкой. Здание включено в 12 группу «Прочие объекты» в то время, как достоверным значением является 7 группа «Объекты офисно-делового назначения».

Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП внесены изменения в постановление от 21.11.2014 № 688-ПП, с учетом выявленной ошибки кадастровая стоимость здания определена в размере 863 711 645 рублей 50 коп. Также установлено, что исправленные результаты подлежат применению с 01.01.2016.

По результатам проверки налоговой декларации по налогу на имущество налоговый орган доначислил недоимку, пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в связи с неверным применением налогоплательщиком кадастровой стоимости.

Арбитражные суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа, исходя из того, что внесение изменений в ЕГРН датировано 16.06.2016, т.е. было осуществлено до принятия постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП. В соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности данная кадастровая стоимость подлежит применению в том году, в котором в комиссию было подано заявление о ее пересмотре, т.е. в 2016 г.

ООО «Юмакс» обратилось в Верховный суд РФ с кассационной жалобой, указав, что решением Комиссии от 09.02.2016 кадастровая стоимость здания не устанавливалась, им исправлена лишь группа, к которой оно относится. Следовательно, изменение кадастровой стоимости произошло в связи с принятием Постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП. При пересмотре кадастровой стоимости в связи с выявленной недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при проведении государственной кадастровой оценки, установление комиссией новой кадастровой стоимости не предусмотрено.

В числе доводов жалобы Общество указывало, что судами не были применены положения ст. 5 НК РФ, регулирующие действие норм налогового законодательства во времени, а также разъяснение КС РФ, изложенное в Постановлении от 02.07.2018 № 17-П, о порядке применения для целей налогообложения норм иных отраслей законодательства.

В случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, сведения о такой кадастровой стоимости (утвержденные нормативным правовым актом) не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах. Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП не подлежит применению для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций ранее 01.01.2018.

Верховный суд РФ счёл, что доводы налогоплательщика заслуживают внимания и Определением от 24.06.2019 № 305-КГ18-17303 жалоба вместе с делом были переданы на рассмотрение СКЭС ВС РФ, которое состоялось 17 июля 2019 г.

Согласно определения, Верховным судом РФ сделаны следующие выводы.

Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Такая кадастровая стоимость вопреки пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.

С момента выявления данного факта, ранее определенная кадастровая стоимость более не может применяться для целей налогообложения, по крайней мере, в данном налоговом периоде и в последующих налоговых периодах.

Величина налога на имущество за год, в котором выявлена ошибка, в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.

Для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 20-П и от 05.07.2016 № 15-П).

Налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности (за год, в котором выявлена ошибка) достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого «массового» метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.

В целях обеспечения баланса частных и публичных интересов, надлежащей защиты прав налогоплательщика арбитражный суд, рассматривающий спор о доначислении налога на имущество при поступлении соответствующего ходатайства также вправе истребовать доказательства, подтверждающие размер рыночной стоимости объекта налогообложения, назначить экспертизу по вопросу определения его рыночной стоимости по состоянию на соответствующую дату.

Как установили суды, различие между первоначально определенной кадастровой стоимостью принадлежащего обществу здания в размере 58 209 523 рублей и исправленной кадастровой стоимостью в размере 863 711 645 рублей 50 копеек является многократным. Такое различие (занижение) кадастровой стоимости со всей очевидностью не укладывается в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения, что согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11.07.2019 № 20-П, позволяет сделать вывод о заведомой некорректности ранее состоявшейся кадастровой оценки, о чем не мог не знать налогоплательщик, являющийся действующей коммерческой организацией.

Пересмотр кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление ошибок (искажений), допущенных по результатам ранее проведенной кадастровой оценки, обеспечение экономически обоснованного налогообложения, пресечение злоупотреблений.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение, указав при этом, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, предложить обществу и налоговому органу представить сведения о достоверной стоимости спорного здания для целей исчисления налога за 2016 год, при необходимости решить вопрос о назначении экспертизы по вопросу об определении рыночной стоимости здания, принять законный и обоснованный судебный акт.

A40-232515-2017_20190719_Opredelenie.pdf

0.0380 s - время на запросы к базе данных
8 - запросов к базе данных
1.1614 s - время на работу PHP скриптов
1.1994 s - общее время на генерацию страницы
cache - источник содержимого (база или кэш)